В нашем Центре для получения наиболее полной и достоверной диагностической информации о нарушении речи, с которым обратился клиент, была разработана форма обследования несколькими специалистами одновременно. В зависимости от варианта обследования, диагностику проводят логопед-дефектолог, врач-психотерапевт и/или медицинский психолог.
Множество нарушений речи имеет сложное, так называемое сочетанное происхождение. Так, часто дефекты или недоразвития речи являются лишь внешним симптомом, в то время как причины нарушения кроются в психике и особенностях функционирования нервной системы, а также в последствиях психотравм, перенесенных человеком.
Яркий пример такого нарушения речи — заикание, логоневроз. Данная проблема проявляется как запинки, прерывистость речи у ребенка или взрослого. Но причины заболевания могут быть как неврологические, так и психологические, а значит, и коррекция должна быть комплексной.
Второй распространенный случай такого сочетанного нарушения — недоразвитие речи у детей (ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия, недоразвитие речи при аутизме, ДЦП, ЗПР, ЗПРР). Всё чаще и чаще в качестве настоящих причин недоразвития речи у детей (помимо неврологических проблем) выступают скрытые семейный проблемы, дисгармоничное воспитание, нарушение детско-родительских отношений. Именно поэтому в нашем Центре для диагностики сложных речевых дефектов привлекаются врач-психотерапевт и медицинский психолог.
Те, кто уже обращался за помощью, знает, что стандартная схема обследования включает последовательный прием специалистов разного профиля, каждый из которых отдельно проводит диагностику, делает небольшое заключение и дает направление на последующие процедуры, а также разрабатывает свою схему лечения. Порочность такой системы в том, что разные специалисты нередко ставят разные (а нередко противоречивые) диагнозы, исходя из своей подготовки и не имея возможности или желания узнать мнение коллег. Как результат, неверный диагноз приводит к неверной схеме коррекции, а значит, отсутствию какого-либо эффекта.
Комплексная диагностика проводится по предварительной записи. На приеме в зависимости от индивидуального случая (обследуется ребенок или взрослый; какое количество людей присутствует на консультации; какой предполагаемый диагноз и тд) специалисты проводят сбор анамнеза, исследуют эмоциональную, познавательную, поведенческую сферы психики, особенности воспитания, семейных отношений; отдельно диагносцируют непосредственно речь и ее нарушения; оценивают степень подверженности стрессу и психотравмирующим факторам. Для диагностики могут применяться специальные методики, опросники, диагностическая беседа, наблюдение и др.
В конце консультации специалисты дают устное заключение, рекомендации, отвечают на вопросы. Рекомендации включают в себя индивидуальную схему дальнейшей коррекционной работы. После приема оформляется заключение из 3 частей: логопедической, психологической и рекомендаций.