Комплексная диагностика при сложных нарушениях речи для взрослых и детей в Петербурге

Совместная консультация врача-психотерапевта, медицинского психолога, логопеда-дефектолога

В нашем Центре для получения наиболее полной и достоверной диагностической информации о нарушении речи, с которым обратился клиент, была разработана форма обследования несколькими специалистами одновременно. В зависимости от варианта обследования, диагностику проводят логопед-дефектолог, врач-психотерапевт и/или медицинский психолог.

Зачем в комплексной диагностике участвует врач-психотерапевт и/или медицинский психолог?

Множество нарушений речи имеет сложное, так называемое сочетанное происхождение. Так, часто дефекты или недоразвития речи являются лишь внешним симптомом, в то время как причины нарушения кроются в психике и особенностях функционирования нервной системы, а также в последствиях психотравм, перенесенных человеком.

Яркий пример такого нарушения речи — заикание, логоневроз. Данная проблема проявляется как запинки, прерывистость речи у ребенка или взрослого. Но причины заболевания могут быть как неврологические, так и психологические, а значит, и коррекция должна быть комплексной.

Второй распространенный случай такого сочетанного нарушения — недоразвитие речи у детей (ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия, недоразвитие речи при аутизме, ДЦП, ЗПР, ЗПРР). Всё чаще и чаще в качестве настоящих причин недоразвития речи у детей (помимо неврологических проблем) выступают скрытые семейный проблемы, дисгармоничное воспитание, нарушение детско-родительских отношений. Именно поэтому в нашем Центре для диагностики сложных речевых дефектов привлекаются врач-психотерапевт и медицинский психолог.

Комплексная диагностика особенно рекомендована при следующих сложных нарушениях:

Дети:

  • заикание (логоневроз), запинки в речи, ускоренная речь;
  • задержка развития речи (ЗРР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • моторная алалия, сенсо-моторная алалия;
  • ранний детский аутизм (РДА);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • органические поражения центральной нервной системы;
  • мутизм (ребенок перестал разговаривать после психотравмы).

Взрослые:

  • афазия — нарушение или утрата речи после инсульта, черепно-мозговой травмы;
  • заикание (логоневроз), запинки в речи;
  • дефекты речи как проявление общего заболевания центральной нервной системы (ДЦП, органические поражения центральной нервной системы, последствия дисгармоничного развития и др.).

В чем отличие от традиционной диагностики?

Те, кто уже обращался за помощью, знает, что стандартная схема обследования включает последовательный прием специалистов разного профиля, каждый из которых отдельно проводит диагностику, делает небольшое заключение и дает направление на последующие процедуры, а также разрабатывает свою схему лечения. Порочность такой системы в том, что разные специалисты нередко ставят разные (а нередко противоречивые) диагнозы, исходя из своей подготовки и не имея возможности или желания узнать мнение коллег. Как результат, неверный диагноз приводит к неверной схеме коррекции, а значит, отсутствию какого-либо эффекта.

Отличия комплексной диагностики в нашем Центре:

  • Коллегиальность — специалисты различного профиля совместно проводят разностороннюю диагностику, а значит, итоговый диагноз более достоверный.
  • Диагностическое наблюдение. В то время, как один из специалистов занимается непосредственно проведением обследования, другие специалисты имеют возможность наблюдать со стороны, чтобы оценить качество контакта, психоэмоциональные реакции клиента и другие мельчайшие детали, которые помогут определить настоящие причины проблемы.
  • Сбор максимального количества информации. Специалисты во время комплексной диагностики распределяют между собой сбор профильной информации. Например, в то время, как логопед-дефектолог проводит обследование ребенка, врач-психотерапевт беседует с родителями и собирает анамнез и т. д. Такой подход позволяет каждому специалисту составить свое собственное мнение о ситуации, чтобы потом обсудить его с коллегами и прийти к общему выводу.
  • Экономия времени и официальное заключение. В результате 60-минутной комплексной диагностики Вы получаете экспертное мнение 2-3 специалистов, а также письменное заключение на бланке и с печатью нашего Центра.
  • Экономия денег. Стоимость комплексной диагностики ниже, чем отдельные консультации соответствующих специалистов.

    Как проходит комплексная диагностика?

    Комплексная диагностика проводится по предварительной записи. На приеме в зависимости от индивидуального случая (обследуется ребенок или взрослый; какое количество людей присутствует на консультации; какой предполагаемый диагноз и тд) специалисты проводят сбор анамнеза, исследуют эмоциональную, познавательную, поведенческую сферы психики, особенности воспитания, семейных отношений; отдельно диагносцируют непосредственно речь и ее нарушения; оценивают степень подверженности стрессу и психотравмирующим факторам. Для диагностики могут применяться специальные методики, опросники, диагностическая беседа, наблюдение и др.

    В конце консультации специалисты дают устное заключение, рекомендации, отвечают на вопросы. Рекомендации включают в себя индивидуальную схему дальнейшей коррекционной работы. После приема оформляется заключение из 3 частей: логопедической, психологической и рекомендаций.


Консультирую онлайн. Принимаю в Петербурге

+7-904-555-24-38