Дислалия
Дислалия — нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата у пациентов с нормальным слухом и с присутствием подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.
Классификация
В настоящее время выделяют две формы дислалии:
- органическую или по другому называемую механическую,
- функциональную.
Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного звукообразующего аппарата.
Функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.
Причины
Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.
Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:
- короткая уздечка языка или верхней губы;
- макроглоссия — массивный, язык;
- микроглоссия — узкий, маленький язык;
- толстые, малоподвижные губы;
- неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
- аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
- высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.
Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.
В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:
- педагогическая запущенность;
- «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
- косноязычная, торопливая речь окружающих;
- билингвизм в окружении;
- минимальная мозговая дисфункция;
- общая физическая слабость.
Симптомы
Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.
Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.
Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.
Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Диагностика
Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.
В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.
При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Коррекция
Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:
- Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
- Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
- Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.
Прогноз
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, регулярностью занятий.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины дислалии, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.